Блок цилиндров
Блок цилиндров и его головка
- это самые крупные и тяжелые части двигателя, изготавливаемые с
помощью литья с последующей механической обработкой. В двигателе с
жидкостным охлаждением вокруг цилиндров располагаются каналы для прохода
охлаждающей жидкости, которые образуют водяную рубашку.
Рис. Алюминиевый блок цилиндров двигателя V8 с запрессованными «сухими» гильзами.
Цилиндры двигателей воздушного охлаждения обычно изготавливаются
отдельно и имеют ребра для увеличения площади охлаждаемой поверхности.
Нижняя часть блока цилиндров обычно обрабатывается для установки в блок
коренных подшипников коленчатого вала и для присоединения поддона
картера. Большое значение имеет расстояние между соседними цилиндрами.
Увеличение расстояния дает возможность повысить жесткость блока и
обеспечить возможность увеличения в дальнейшем [[Рабочий объем двигателя
|рабочего объема двигателя]] путем увеличения диаметра цилиндров
(наиболее простой способ получения модификаций двигателей различной
мощности). С другой стороны, это приводит к увеличению габаритных
размеров двигателя и его массы. В последнее время некоторые
производители автомобильных двигателей изготавливают блоки цилиндров, в
которых соседние цилиндры соприкасаются стенками (так называемые
сиамские блоки). Такой способ дает возможность получить довольно жесткую
конструкцию при сравнительно небольшом размере. Жесткость блока
цилиндров в значительной степени определяет шумовые характеристики
двигателя.
Рис. Цилиндр и поршень двухтактного двигателя воздушного охлаждения
Долгое время единственным материалом для изготовления блоков
цилиндров служил чугун. Этот материал недорог, он обладает высокими
прочностью и жесткостью при хороших литьевых качествах. Кроме того,
обработанные хонингованием
внутренние поверхности чугунных цилиндров обладают отличными
антифрикционными свойствами и высокой износостойкостью. Существенными
недостатками чугуна являются его большая масса и низкая
теплопроводность. Стремление конструкторов к созданию более легких
двигателей привело к разработке конструкции блоков цилиндров из
алюминиевых сплавов. Алюминий значительно уступает чугуну в жесткости и
износостойкости, поэтому блок из алюминия должен иметь большое
количество ребер жесткости, а в качестве цилиндров обычно служат те же
чугунные гильзы, которые вставляются в алюминиевый блок в процессе
сборки, заливаются или запрессовываются в него при изготовлении. Если
гильза цилиндра непосредственно омывается охлаждающей жидкостью, она
называется «мокрой», а если нет — «сухой». Мокрые гильзы должны иметь надежное уплотнение с полостью охлаждения блока цилиндров.
Рис. Блок цилиндров с «сухой» гильзой. На разрезе хорошо видно, как
вставлены в блок цилиндров «сухие» гильзы и выполненные в днищах поршней
канавки, предохраняющие от касания поршня клапанами
Применение большого количества ребер жесткости и чугунных гильз в
значительной мере сводит на нет преимущества от применения блоков
цилиндров из алюминиевых сплавов. Использование в производстве
современных технологий дает возможность изготовления легких
«алюминиевых» двигателей, у которых блок цилиндров не имеет чугунных
гильз. В рабочих поверхностях цилиндров в алюминиевых блоках
электролитическим путем создается повышенное содержание кремния, а затем
цилиндры подвергаются химическому травлению для создания на рабочей
поверхности цилиндров износостойкой пористой пленки чистого кремния,
хорошо удерживающей смазку. Кроме того, особенно часто в двухтактных
двигателях на алюминиевый цилиндр наносится слой хрома или
кремний-никелевого сплава (никасил).
Рис. Двигатель с алюминиевым блоком. Блок цилиндров этого компактного
шестицилиндрового V-образного 24-клапанного двигателя, предназначенного
для поперечной установки на автомобиль, полностью изготовлен из
алюминиевого сплава
Жесткость алюминиевого блока цилиндров может быть повышена не только применением большого количества ребер жесткости, но и использованием специальных проставок лестничного типа в блоке. Такие проставки, соединенные с блоком, помимо значительного повышения жесткости самого блока, служат прочной основой для установки коренных подшипников коленчатого вала, что повышает его долговечность. Такая конструкция блока цилиндров становится нормой в при производстве бензиновых двигателей современных легковых автомобилей. При производстве дизелей, в которых из-за высоких нагрузок и большой шумности требуется большая жесткость блока, часто применяют чугунные блоки цилиндров.
Рис. Рама лестничного типа в блоке. Рамы лестничного типа заменяют привычные крышки коренных подшипников коленчатого вала в конструкции современных ДВС, придают высокую жесткость блоку цилиндров и продлевают жизнь коленчатому валу