Назначение тормозного управления. Способы торможения
Тормозным управлением называется совокупность систем автомобиля, призванных уменьшать скорость движения вплоть до полной остановки и удерживать автомобиль на уклоне неограниченно длительное время.
Тормозная сила может иметь аэродинамическую природу, являться следствием использования сил трения, гидравлического сопротивления или электромагнитного поля. Для создания аэродинамической тормозной силы используется тормозной парашют или специальные «закрылки», выдвигаемые из кузова автомобиля. Такой способ торможения используется только на гоночных автомобилях, так как он эффективен только при высокой скорости.
Наиболее часто для замедления автомобиля или удержания его на уклоне при стоянке используют тормозную силу между колесом и дорогой. Эта сила возникает в результате того, что искусственно затрудняется свободное вращение колеса. Направление тормозной силы противоположно направлению движения автомобиля. Препятствие вращению колеса могут создавать колесный тормозной механизм, двигатель автомобиля или специальный гидравлический или электрический тормоз-замедлитель, установленный в трансмиссии.
Тормозная сила в пятне контакта шины с дорогой тем больше, чем больше оказывается сопротивление вращению колеса. Это сопротивление тем больше, чем сильнее водитель нажимает педаль тормоза. Однако не стоит думать, что увеличивая усилие на педали, можно довести тормозную силу до бесконечности. Максимальное значение тормозной силы зависит еще и от сцепления колеса с дорогой. Чем лучше сцепление шины с дорогой, тем большая тормозная сила может быть получена. Сцепление зависит от вертикальной нагрузки, прижимающей колесо к дороге (вертикальная реакция), рисунка протектора шины и ее конструкции, состояния дорожного покрытия. Так, на асфальтовой сухой дороге торможение более эффективно, чем на той же дороге во время дождя или на льду. Максимальное сцепление колеса с дорогой при торможении обеспечивается при его качении с одновременным частичным проскальзыванием. Когда колесо полностью блокируется, то есть, скользит по дороге без проворачивания, то сцепление уменьшается на 20–30 % от максимального значения. Желательно при торможении колесо не доводить до полной блокировки.
Для получения максимального значения тормозной силы все колеса автомобиля делаются тормозящими, т. е. используются все вертикальные реакции от дороги, действующие на колеса автомобиля.
Вертикальные реакции от дороги на передние и задние колеса автомобиля меняются при изменении его загрузки, особенно у грузовых автомобилей, прицепов (полуприцепов) и автобусов. Так, например, вертикальные нагрузки на задние колеса порожнего грузового автомобиля могут отличаться от нагрузок полностью груженного автомобиля в 3–4 раза. Кроме того, при торможении, по мере увеличения замедления автомобиля, меняется соотношение вертикальных реакций на передних и задних колесах. Происходит перераспределение реакций: возрастание на передних и уменьшение на задних колесах. Для повышения эффективности торможения тормозные силы также должны меняться пропорционально изменению вертикальных реакций на передних и задних колесах.
Как правильно произвести прокачку тормозов
При эксплуатации автомобиля необходимо обращать внимание на эффективность работы тормозов. Как правило, ухудшение работы тормозов определяет степень жесткости нажатия на тормозную педаль. Мягкое нажатие и уменьшение эффективности тормозов свидетельствуют о наличии воздуха в тормозной системе.
Для того, чтобы прокачать тормоза, Вам необходим второй человек, который будет нажимать педаль тормоза. Вы же будете выступать в роли механика. Тормоза следует прокачивать в таком порядке: заднее правое колесо, заднее левое, переднее правое, переднее левое колесо.
Перед началом прокачки нужно очистить штуцера тормозных циллиндриков от грязи и снять резиновые колпачки. Не забудьте долить в бачек главного тормозного цилиндра тормозную жидкость.
Далее следует одеть на головку штуцера резиновый шланг, открутить на один оборот сам щтуцер. В этот момент скажите напарнику, чтобы тот нажал на педаль тормоза - тормозная жидкость выльется в баночку вместе с воздухом. Дальше нужно закрутить штуцер до упора и сказать напарнику, что можно отпустить педаль.
В тот момент, когда педаль возвратится на свое место, слитая тормозная жидкость будет замещена свежей - без воздуха - из бачка главного тормозного цилиндра. Иногда нужно произвести несколько прокачек на каждое колесо, смотря за тем, чтобы бачек не остался пустым. Признаком того, что в ветке тормозной системы отсутствует воздух, служит отсутствие воздуха в тормозной жидкости, которая сливается. Это, к примеру, можно наблюдать в стеклянной баночке, в которую опущен второй конец шланга. После завершения прокачки тормозов следует вытереть штуцер и одеть резиновый колпачек.