Топливный насос ВДТопливный насос высокого давленияСамым сложным и дорогим устройством системы питания дизеля является топливный насос высокого давления (ТНВД).
При создании первых стационарных двигателей Рудольф Дизель выяснил, что
для надежного самовоспламенения топлива оно должно подаваться в цилиндр
под высоким давлением. В его конструкциях для этого использовался
мощный и громоздкий компрессор. В 20-е годы. Роберт Бош разработал
компактный и надежный ТНВД. Первый серийный ТНВД для грузового
автомобиля был выпущен фирмой Bosch еще в 1927 году, а в 1936 был
налажен выпуск ТНВД для легковых автомобилей. Регулирование подачи топлива в ТНВД с рядным расположением плунжерных пар:
Многоплунжерный ТНВД Плунжерная пара представляет собой поршень (плунжер) и цилиндр
(втулка) небольшого размера. Плунжер и втулку изготавливают из
высококачественной стали с высокой точностью и в процессе изготовления
индивидуально притирают друг к другу, чтобы обеспечить минимальный зазор
в сопряжении. Во втулке на разном уровне просверлены два отверстия.
Через одно отверстие (впускное) топливо поступает, а через другое
(выпускное) отводится. В многоплунжерном насосе число плунжерных пар
равно числу цилиндров двигателя и каждая пара снабжает топливом
определенный цилиндр. Схема работы плунжерной пары:
Конструкция многодырчатой форсунки:
Распределительный ТНВД с аксиальным движением плунжера и компенсатором давления во впускном трубопроводе (LDA) В одноплунжерных ТНВД используется только одна плунжерная пара, а подача порций топлива к форсункам различных цилиндров дизеля осуществляется с помощью специального вращающегося распределителя. Такие насосы называются также распределительными. Распределительные ТНВД более компактны, их масса меньше, но плунжеру приходится работать с большей частотой ходов и долговечность таких насосов ниже. Ремонтируем топливный и топливоподкачивающий насосыОсновными деталями топливного насоса являются головка, корпус, коромысло и крышка-демпфер. Перечислим характерные дефекты и способы их устранения. Такой дефект, как износ отверстий под ось коромысла и под валик ручного привода, устраняется постановкой ДРД - с последующим развертыванием. Дефекты головки, такие как трещины, обломы, износ отверстия под обоймы клапанов (более допустимого), являются выбраковочными признаками. Риски, забоины, раковины, следы коррозии – на рабочих поверхностях, поверхностях прилегания крышки-демпфера, корпуса топливного насоса - устраняются припиливанием. Так же устраняются дефекты крышки-демпфера. Обломы и трещины коромысла являются выбраковочными признаками. Износ отверстия под ось устраняется постановкой ДРД с последующим развертыванием. При местном износе поверхности под штангу толкателя устранение дефекта производится обработкой до исчезновения просвета. Погнутость коромысла устраняется правкой в холодном состоянии. Топливный насос после сборки необходимо испытать на установке с механическим приводом. При этом необходимо обеспечить: 1) подачу топлива не больше чем через 10 секунд с момента включения привода - при частоте вращения кулачкового вала 45-50 мин. 2) производительность как минимум 180 л/ч (частота вращения кулачкового вала - 1300- 1400 мин-1); 3) давление, которые развивается насосом на выходе (при закрытом нагнетательном патрубке), не должно превышать 225 мм рт. ст. Частота вращения кулачкового вала при этом должна составлять 1300-1400 мин-1. Не допускается подтекание топлива в местах соединений и падение давления в течение 10 секунд при включенном приводе. Испытание топливного насоса производят на бензине. Высота всасывания составляет 0,5 м. Бензин на эту высоту подается по трубопроводу, внутренний диаметр которого составляет 6 милиметров. Если производительность топливоподкачивающего насоса (ТПН) низкая, его корпус закрепляют в слесарных тисках, затем вывертывают пробку пружины, из корпуса вынимают пружину и поршень. Далее из корпуса ТПН вывертывают ручной насос в сборе и пробку клапана, из корпуса ТПН вынимают пружины и клапаны. ТПН снимают с приспособления, предохраняя от выпадения из втулки штока. Пара "шток и втулка" является прецизионной. В ней замена одной детали деталью из другой пары не допустима! После того, как сняли стопорное кольцо толкателя, вынимается толкатель в сборе. С поверхностей деталей с помощью щеток и чистиков удаляются смолистые отложения, продукты коррозии, которые препятствуют свободному перемещению толкателя в корпусе. Детали промываются в щелочном растворе. Если на цилиндрической поверхности толкателя обнаружены задиры, поверхность зачищают шлифовальной шкуркой. Если есть такая необходимость, производится замена уплотнительных шайб. Корпус топливоподкачивающего насоса низкого давления изготавливается из серого чугуна СЧ15-32. Трещины или обломы, которые проходят через резьбовые отверстия, - выбраковочные признаки. Трещины и обломы на фланце корпуса устраняются заваркой или наплавкой (если они захватывают не более половины длины окружности отверстия). Износ отверстия под поршень устраняется обработкой под ремонтный размер. Если размер превышает допустимый, деталь бракуется. Выработка или коррозия рабочей поверхности седел клапанов устраняется обработкой до размера "как чисто". В случае ослабления посадки седла клапана производится обработка под ремонтный размер и последующая запрессовка ремонтного седла. Если диаметр отверстия под седло превышает допустимый размер – это выбраковочный признак. Для того, чтобы восстановить герметичность корпуса ТПН в резьбовом соединении "втулка штока-корпус" необходимо выполнить такие операции: 1) корпус ТПН нагревают до 120°С; 2) пару "шток-втулка" вывертывают из корпуса насоса; 3) резьбовые поверхности корпуса и втулки очищают от остатков клея, обезжиривают; 4) кисточкой на резьбу втулки наносят специальный клей, который приготовлен на основе эпоксидной смолы ЭД-20, ЭД-16, втулку ввертывают в корпус до упора; 5) проверяется подвижность штока. При затрудненном перемещении затяжку втулки ослабляют; 6) корпус насоса просушивают в течение 3 ч при 100 °C (либо же не менее суток при 20 °С). Для восстановления герметичности прилегания клапанов насоса к седлам применяют притирку сопрягаемых поверхностей (с использованием пасты АСМ 2/1 НОМ). Притирка проводится вручную петлеобразными движениями. После притирки детали промывают в моющем растворе - до полного удаления остатков пасты, а также обдувают сжатым воздухом. После сборки ТПН проверяется плавность хода толкателя и поршня под действием пружины. Для этого нужно нажать рукой на ролик толкателя и переместить толкатель до упора. При этом рука должна встретить упругое сопротивление. После того, как усилие будет снято, поршень должен легко возвратиться в исходное положение. ТПН испытывают на производительность и максимальное развиваемое давление на стенде КИ-921 МТ. Для этого ТПН подключают к стенду по следующей схеме: топливный бак-фильтр грубой очистки топлива-вакуумметр-топливоподкачивающий насос-манометр-мерный резервуар. Стенд включают и по тахометру устанавливают необходимые по техусловиям параметры. Наибольшее развиваемое насосом давление фиксируют по манометру стенда, а производительность - по количеству собранного в мерном цилиндре топлива. Результаты этих измерений должны соответствовать ТУ. При отсутствии соответствующего стенда проверка работоспособности ТПН проводится вручную. Для этого указательным и большим пальцами одной руки закрывают всасывающее и нагнетательное отверстия, а другой рукой нажимают на толкатель ТПН. При этом на всасывающем отверстии палец должен втягиваться внутрь, в то время как на нагнетательном - отжиматься. |
Меню сайта
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |